Саша Соколов «Школа для дураков»

Саша Соколов создал чудо в застойные времена. Первый его роман «Школа для дураков» уже через три года после написания вышел в американском издательстве «Ардис», созданном специально для публикаций всех произведений Набокова и заодно открывшем дорогу для всех русских писателей.

Этот роман чудесен и уникален. Его сюжет предельно усложнен наличием двух рассказчиков в больном раздвоением личности сознании главного героя. Название символично и вмещает в себя целую страну, воспитывающую удобных людей. Эта книга — гигантский шаг к свободе самовыражения и подлинности человеческого мира. С сюжетом будет трудно.

Зато суть книги таится в удивительном стиле автора. Постмодернизм ли это или «поток сознания» — дело не в этом. Это язык, на котором говорит один единственный автор, повторить или продолжить которого невозможно. Нас ждет встреча с абсолютным шедевром, а их было не так уж много во второй половине XX века. Это лучший пример того, как неожиданно и почти без подручного материала может сложиться частная вселенная, в которой есть место творческому счастью и катарсису.

«Пчёлы»

Кого имеет в виду Максимилиан Волошин под «детьми солнечного-рыжего меда», что «нам велели пчёлы Персефоны» в стихах Осипа Мандельштама?

Тема пчёл в мировой культуре настолько широка, что пчеловедение могло бы сложиться в отдельную науку. Пчёлы — ключ к мировым мифологическим системам и выражение самой сути поэзии. Не был ли мёд поэзии собран пчёлами Персефоны? Для Древней Греции это так и есть, но ещё этот мёд собирали пчёлы Брахмари Деви, Митры, Кибелы, Девы Марии и многих других. В немецкой культуре пчела до сих пор называется “божьей птицей” или “птицей Марии”.

Самое интересное, что пчела стала символом души и её бессмертия. В отличие от скорпиона, она всегда действует на стороне Бога. Пчёлы наделялись сакральными функциями и, соотносясь с ритуалами смерти, связывались с возрождением жизни. Пчела предсказывает будущее и может не только месяц превратить в медовый, но и целый год. В любом настоящем произведении искусства есть капля священного мёда.

Поэтому так интересен их образ жизни и всё, что с ними связано в древней и современной человеческой культуре.

 

Мысль семейная в русской классике

Лев Толстой признался супруге, что в романе «Война и мир» он описывал мысль народную, а в «Анне Карениной» — мысль семейную. Так что плясать мы будем, конечно, не от Анны, а от семьи Левиных и посмотрим приметы мысли семейной в русской классической литературе.

Когда-то семья была самой естественной потребностью, частью общего положения вещей и не нуждалась в специальной «мысли». Но эти времена прошли, и семья может быть только результатом осознания и внимательной психологической работы.

Какая-либо стоящая государственная или народная мысль все равно начинается с семейной.

«Мелкий бес» Сологуба

«Мелкий бес» Фёдора Сологуба — лекция Леонида Немцева.

Камера обскура

Поэзия vs. кино: «Камера обскура» Набокова — лекция Леонида Немцева.

 

Поэзия воздуха

«Поэзия воздуха» — лекция Леонида Немцева.

 

Записки у изголовья

Сэй-Сёнагон «Записки у изголовья» — лекция Леонида Немцева.

 

Рождество

В.В. Набоков, рассказ «Рождество» (читает Леонид Немцев).

«Поликушка» Льва Толстого

В 1863 году Лев Николаевич Толстой пишет повесть «Поликушка». Немногие знают об этой повести, но с неё начинается настоящий великий Толстой. Это совершенно потрясающее произведение о самом устройстве судьбы, не отвлечённое рассуждение, а попытка создать математическую формулу судьбы. Попытка доискаться до механизмов судьбоносных решений, судьбоносных вещей, судьбоносных вопросов. 

Масленица

Лекция не только о Масленице, потому что во всех мировых мифологиях весеннее равноденствие — дорогой праздник.

Бумажные куклы

Андрей Темников, рассказ «Бумажные куклы» (читает Леонид Немцев).
 
 

Благость

Рассказ о том, как иногда бывает важно проверить свои чувства на подлинность: даже пышная капризная любовь может не выдержать сопоставления с бытовой сценкой во фламандском духе.

Карточный домик

Леонид Немцев, стихотворение «Карточный домик» (читает автор).

Дон Кихот

История Дон Кихота была задумана как пародия на рыцарский роман, но стала идеальным воплощением рыцарства. 

Книга о том, как воображаемый мир не только становится желанным, но побеждает и спасает высшие ценности.

Женские сказки

Жизненные коллизии и кризисные состояния рождали ритуалы, ритуалы отражались в мифах, а мифы превращались в сказки (как будто беглые пересказы обрядов). 

Строение сонета

Лекция о форме сонета, о том, почему этой форме к лицу гармоничная строгость, попробуем представить, как написать идеальный сонет.

 

Светлый поэт Лермонтов

Лермонтова считают темным, холодным и разочарованным поэтом с несчастной судьбой. Во многом это оправдано. С каким же удивлением мы можем узнать Лермонтова светлым, медитативным и мечтательным. Однако все его мечты направлены в посмертную область, именно о ней, об образе индивидуального рая Лермонтова и пойдет речь.

Отчуждение дара

Леонид Немцев, стихотворение «Отчуждение дара» (читает автор).

Это стихотворение о поэтическом даре построено на переходе одного значения в другое.

Романтики

Константин Паустовский, глава из лирической прозы «Романтики». 

 

«Три сестры» Антона Чехова: Периодическая таблица мечты

Теория «индивидуального рая», разработанная Леонидом Немцевым, предполагает существенную помощь при восприятии литературных произведений.

 

Мистерия «Золотого осла» Евангелие от Апулея

Роман Апулея, написанный в 1 веке н.э. в Египте, считается в чем-то легкомысленной, а в чем-то жестокой сказкой. Но «Золотой осёл» не случайно ровесник евангельского сюжета, он написан в те времена, когда ничего не говорилось зря. Мистерия Апулея — это история превращения профана в мудреца. 

Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»

Была литература до «Госпожи Бовари» и литература после неё. Это совершенно новый вид словесного искусства. Работа над романом и основные приметы его магии будут рассмотрены в данной беседе.

Моцарт vs. Сальери: дар Пушкина

«Моцарт vs Сальери: дар Пушкина» — лекция Леонида Немцева.

Первобытное мышление и современный миф: как читать сказки

В этой лекции вы узнаете, из каких кодов складывается сюжет сказки, как научиться слышать мудрость первобытных предков, а точнее, как увидеть её в нашем собственном ежедневном опыте.

 

Весёлая наука без идеологии

Франсуа Рабле: «Весёлая наука без идеологии»

Пограничное сообщение

Стихотворение «Пограничное сообщение».

 

«Обломов» — лекция Леонида Немцева

Обломов — это не персонаж, не литературное явление, не аллегория. Это архетип, мифологический герой и самое сердце русской литературы. Штольц говорит, что не встречал сердца чище, светлее в прозе.

Роман Мишеля Турнье «Каспар, Мельхиор и Бальтазар»

История Рождения — это история появления новой религии, рождения агнца в хлеву, показанное глазами осла и вола; это история ёлки и её украшений, деда Мороза и Снегурочки; история, которую ждали многие века и которая до сих пор рождает трепет и предчувствие праздника.

Защита Лужина

«Защита Лужина» — первый роман Набокова, который нравился самому автору, а значит, впитал в себя его основные интеллектуальные стратегии и приемы.

«Обида» — лекция Леонида Немцева

Одна из самых острых проблем XX века — проблема отчуждения. Так называется утрата человеком своего места в социуме. Его перестают понимать и чувствовать его важность.

 

Обида

Владимир Набоков, рассказ «Обида» — это рассказ о детстве, главный герой — мальчик. И только главный герой рассказа умеет этому сопротивляться. 

Крым Пушкина

Образ Крыма в творчестве Пушкина и Набокова. Это часть очень важной темы для понимания великих художников, да и личности каждого из нас: темы «индивидуального рая».

Бессонница. Гомер. Тугие паруса

Опыт визуального чтения: восприятие поэзии Осипа Мандельштама. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».

Огонь Прометея

Прометей — это первый человечный бог, бунтующий против заоблачного холода Олимпа. Он решил нарушить высшие законы и выделил человека из мира природы, претерпевая вечные страдания за этот поступок. Он становится для первобытного человека первым родным и близким богом, мучеником, приносящим дары. 

Чёртики Гоголя

«Чертики», которыми можно называть плоды фантазий, яркие детали, захватывающие образы, которые, по словам Василия Розанова, «всегда бросаются в глаза», проявляют себя во всем творчестве Гоголя. 

В поисках индивидуального рая

Тема индивидуальная рая рождается из наивных представлений ребёнка, которые он может пронести через всю жизнь и даже превратить в эстетическую теорию.

Инициация

Инициация (посвящение, испытание) — это жизненный экзамен для любого первобытного человека и его последующих цивилизованных потомков.

Мацуо Басё

Мацуо Басё — лекция Леонида Немцева.

Демон

Поэма Лермонтова «Демон» — лекция Леонида Немцева.

Нищий в саду

Андрей Темников, рассказ «Нищий в саду» (читает Леонид Немцев).

Святой Грааль

Подкаст с лекцией Лит-Механика. Образ — Святой Грааль.

Письмо о дороге

Андрей Темников, рассказ «Письмо о дороге» (читает Леонид Немцев).