Этапы становления Самары
Исторические этапы становления Самары
Самара – один из старейших русских городов в Среднем Поволжье. История города начинается во второй половине XVI века в период «движения России на Восток», когда российское правительство начинает создавать засечные черты из опорных крепостей на Средней Волге. Весь путь становления и развития Самары условно может быть поделён на несколько этапов, каждому из которых сопутствует тот или иной образ нашего города.
1586 – 1688 гг. – Крепость Самарский городок с возрастающими торговыми функциями
В 1586 году по Указу Царя Фёдора Иоанновича строится крепость Самарский городок с целью защиты Руси от набегов кочевников и обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани.
Наряду с военными функциями крепость постепенно приобретает экономические функции, связанные с торговлей. В 1600 году в крепости открывается пристань для царских торговых судов, а в 1606 году в Самаре появляется свой порт и таможня. Начиная с 1610 года, Самара отражена в реестре городов Московского царства. Город становится опорным пунктом освоения новых земель.
В начале XVII века, в период «смутного времени», самарский гарнизон активно участвует в разгроме мятежа, сохранив дипломатические и торговые связи. После «смутного времени» Самара укрепляет своё значение и в 1688 году становится уездным городом.
Таким образом, Самара, образованная первоначально как город-крепость, пользуясь своим выгодным географическим положением, связанным с расположением на перекрестке транспортных путей, постепенно дополняет свои военные функции экономическими. Тем не менее, заволжское расположение крепости на границе степи отчасти сдерживает её развитие по сравнению с другими городами на Волге, и, несмотря на свои экономические успехи, она заметно уступает Сызрани, Саратову и Симбирску, которые были расположены на горной стороне.
1688 – 1850 гг. – Интенсивно развивающийся и растущий уездный город с преобладанием торговых функций
С приобретением в 1688 году статуса уездного города Самара продолжает играть роль военной пограничной базы и центра торговли с Востоком. При этом происходит мощное экономическое развитие города.
Наиболее активно разворачивается товарное производство зерна и хлебная торговля. Расширяется судоходство. В дворянских имениях появляются небольшие мануфактуры.
Растёт купеческий слой. Весьма значительными для Самары являются рыбный промысел и торг. С 1846 года в городе открывается паровое судоходство, после чего существенно расширяется география торговли.
К концу XVIII века в городе упорядочивается землевладение, поощряется заселение неосвоенных земель. Для этого проводится Генеральное межевание. В 1782 году Самара впервые получает регулярный «геометрический план», упорядочивший застройку.
Возникают торговые площадки, судовые пристани, полицейские участки, церкви, гостиный двор, суд, почта. Город быстро заселяется и в 1797 году насчитывает около 4 тыс. жителей.
К середине XIX века строятся первые заводы. В 1850 году основан канатно-веревочный завод Попова.
В течение рассматриваемого периода ярко проявляется необыкновенное удобство положения Самарской пристани, через которую в середине XIX века проходит до двух третей грузооборота всех пристаней на Волге, находящихся ниже устья Камы.
Самара закрепляет своё исключительное положение на левобережье Волги и в своём экономическом развитии начинает опережать города, расположенные на правом берегу. В результате к 1850 году складываются экономические предпосылки для создания Самарской губернии.
1851 – 1918 гг. – Передовая губернская столица
С 1 января 1851 года Самара приобретает статус губернской столицы. Это способствует превращению города в крупнейший город Поволжья. В это время город насчитывает 19753 жителя. К концу XIX века население достигает 90000 человек, к 1916 году – 150000 человек.
С 1888 года открывается Самаро-Златоустовская железнодорожная магистраль с мостом через реку Самара. Резко увеличивается объём грузов, подвозимых к пристаням. Заметно усиливается судоходство на Волге. Широкая торговля надолго укрепляется в качестве основы экономики Самары и определяет весь уклад городской жизни. Строятся железные дороги, связывающие Самару с Центральной Россией, Средней Азией и Сибирью. В торговый оборот включаются отдалённые районы.
Самара быстро догоняет крупные российские города по уровню инженерного обустройства. В 1887 году построено около 30 км водопроводных линий с водоразборными колонками, пожарное депо и специальная сеть пожаротушения, проложены первые километры городской канализации, сооружена телефонная станция.
С XIX века Самара считается одним из важнейших купеческих городов России. Здесь работают филиалы государственного и всех крупнейших российских банков (Волго-Камского, Азовско-Донского, Русско-Азиатского, Русского для внешних сношений, Русского торгово-промышленного и Купеческого), общества взаимного кредитования и взаимовспомоществования, сберкассы и биржа.
«Вытянутость» Самары вдоль левого берега Волги (приблизительно на 18 км) и связанная с этим дороговизна услуг извозчиков способствуют созданию в 1890 году конно-железной дороги (конки). С 1915 года конку заменяет трамвай.
Одним из ключевых событий в развитии Самары становится строительство в 1900 году электрической станции мощностью 300кВт (в настоящем ГРЭС).
В это время растёт социальная напряжённость, которая наиболее остро ощущается в период с 1905 по 1917 годы.
Таким образом, образование Самарской губернии с центром в городе Самаре провоцирует мощный стимул для дальнейшего экономического развития города. Высокая интенсивность экономики с необходимостью приводит к созданию крупных инфраструктурных объектов. Однако отсутствие социальной составляющей в экономике приводит к краху успешно развивающейся системы хозяйствования.
1918 – 1928 гг. – Возрождающийся торговый центр Поволжья и России
Самара – один из старейших русских городов в Среднем Поволжье. История города начинается во второй половине XVI века в период «движения России на Восток», когда российское правительство начинает создавать засечные черты из опорных крепостей на Средней Волге. Весь путь становления и развития Самары условно может быть поделён на несколько этапов, каждому из которых сопутствует тот или иной образ нашего города.
Этап завершается тем, что к 1928 году в Самаре в основном восстанавливается довоенный уровень промышленности (1913 года). В 1928 году разрабатывается первый пятилетний план развития, по которому намечается увеличить объем продукции на 270%.
1928 – 1941 гг. – Быстроразвивающаяся многоотраслевая промышленная столица Поволжья
Успешное восстановление самарской экономики обусловливает то, что город становится столицей крупнейшего Средне-Волжского края, состоящего из прежних Самарской, Ульяновской и Пензенской областей.
В период сталинских реформ 1930-х годов (индустриализация, коллективизация и культурная революция) Самара подаёт пример интенсивной реализации государственной Стратегии форсированной модернизации. Продолжается реализация пятилетнего плана.
С этого момента Самара стремится сохранить статус хлебной столицы Поволжья и преобразоваться в его индустриальный центр.
Предпринятые усилия обеспечивают колоссальный рост ВВП Самарской области в целом (за период с 1928 по 1940 годы – более чем в 14 раз), а также резкое увеличение количества новых предприятий. Основными проектами Самары являются Карбюраторный завод (Завод им. Тарасова, 1934 год), Куйбышевский толерубероидный завод (40% общесоюзной мягкой кровли, 1935 год), 9 ГПЗ (1935 год), расширение Железнодорожного узла.
Поиски новых видов обслуживания рабочих семей и стремление к переустройству домашнего хозяйства приводят в 30-е годы к строительству особого типа зданий, названных фабриками-кухнями. В 1935 году за чертой Самары строится хорошо оборудованная областная клиническая больница. Проектируется и строится новый многопричальный речной вокзал. С 1933 года от улицы Рабочей до завода «Металлоштамп» начинается переустройство набережной.
В 1935 году Самару переименовывают в честь В.Куйбышева.
В течение двух рассматриваемых десятилетий город сосредоточен на колоссальном росте производственных мощностей предприятий, развитии энергетики, нефтедобывающей промышленности, а также на росте жилого, общественного и культурно-бытового фонда. Социальная сторона жизни по-прежнему страдает.
1941 – 1945 гг. – Запасная столица СССР, столица военной промышленности
15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны учреждает «запасную столицу» – Куйбышев.
Придание Куйбышеву статуса «запасной столицы» обеспечило за годы войны рост населения с 400 до 600 тысяч человек.
На данном этапе развития реализуется комплекс уникальных проектов по приему и размещению на территории города оборонных заводов, эвакуированного персонала с семьями, по строительству временного жилья, созданию нового городского района и размещению в городе столичных органов власти.
Большинство проектных разработок консервируются, продолжается только достройка базовых объектов народного хозяйства.
В 1941 году в Куйбышев перемещаются стратегические заводы (государственный авиационный завод № 1 им. И.В.Сталина, авиационный завод № 18 им. Ворошилова и многие другие). Город спешно застраивается, резко увеличивается его каркасно-засыпной и барачный фонд, осложняется капитальный ремонт существующего.
Разворачиваются Безымянские кварталы. Открываются больницы и детские сады, магазины и столовые, клубы и школы. Развивается городской транспорт. В 1944 году строится первый в области электрифицированный участок железной дороги Куйбышев-Безымянка протяженностью 15 километров, прокладывается трамвайная линия Куйбышев-Безымянка длиной 12,3 километра. Для подготовки кадров высшей квалификации в 1942 году открывается авиационный институт, создаётся медицинский институт. Уровень промышленного производства увеличивается к 1945 году по сравнению с 1940 годом в 7,1 раз.
Таким образом, во время войны город, благодаря своим преимуществам и развитому промышленному потенциалу, превращается в реальную военную столицу страны, а также в её «запасную столицу». Вместе с тем, резко снижается производство продукции невоенного характера, особенно товаров народного потребления.
1945-1985 гг. – Военно-промышленный мегаполис и «закрытый» город
Основной целью послевоенного периода становится перепрофилирование промышленности при наличии эвакуированных заводов, а также рабочих, для которых созданы минимально необходимые условия для жизни. К 1947 году в область прибывает 100 тысяч фронтовиков.
В основе происходящих перемен лежат положения закона о пятилетнем плане на 1946 – 1950 годы, которые ориентируют на развитие строительной индустрии и внедрение передовой техники.
Постепенно стабилизируется нефтяная, газовая, текстильная, пищевая промышленность. К 1950 году удваивается валовая продукция промышленности.
В 1960 году вводятся в действие Куйбышевский металлургический завод и Куйбышевский завод электромонтажных изделий. В начале 60-х годов строится Аэропорт Курумоч.
Куйбышев является городом научно-технических достижений, которые наиболее ярко проявляются в работе мощного аэрокосмического комплекса, где проектировались и выпускались самолеты ТУ 134, 154, ракетоносители.
Основу мощного развития составляет по-прежнему высокая транспортная насыщенность региона.
В сентябре 1967 года утверждается новый Генеральный план с расчётной численностью населения к 1980 году в 1,2 млн. чел. Эта цифра действительно достигается к 1979 году. К 1986 году Самара достигает максимальной численности населения – 1267 тыс. чел.
Послевоенное время становится для города периодом максимальных темпов социально-экономического развития. Высокими темпами осуществляется жилищное строительство, развиваются предприятия соцкультбыта, вводятся максимальные объёмы жилищного строительства, социальной сферы, строительства дорог. Внедряется комплексная квартальная застройка, и именно в эти годы формируется современный облик Самары.
1985 – 1998 гг. – Областная столица в условиях кризиса
К 1985 году в экономике постепенно нарастают кризисные тенденции. Ухудшается положение в капитальном строительстве, замедляются темпы экономического роста.
В 1985 году в стране провозглашен курс на Перестройку, а с 1992 года – курс на приватизацию и на либерализацию цен. Задачи конверсии военного производства наиболее сильно ударяют по Самаре, которая продолжает оставаться военно-промышленным городом.
Экономический кризис, начавшийся в советские годы, продолжается вплоть до 1997 – 1998 годов. Ухудшается демографическая ситуация. Многие знаковые предприятия становятся банкротами: станкостроительный завод, 4 ГПЗ, ЗиМ. На их площадях организуется торговля, возникают мелкие предприятия по производству товаров потребительского спроса. В то же время сильный импульс получает предпринимательский сектор.
Особенностью данного этапа становится активное уничтожение старого уклада в экономике и относительно медленное формирование нового, рыночного уклада. В тоже время, в условиях реформы государственной власти проявляются тенденции к ухудшению состояния инфраструктуры и среды обитания.
Современный этап развития Самары (с 1998 года)
После 1998 года в Самаре впервые за многие годы отмечается рост объёмов промышленного производства. Вплоть до осени 2008 года наблюдается устойчивый экономический рост, увеличивается численность занятых в экономике. Городу, наконец, удаётся успешно сориентировать промышленность на гражданское производство. В экономической политике весомое место занимает социальная составляющая. Постепенно намечается повышение коэффициента рождаемости, что свидетельствует о повышении качества жизни населения.
Тем не менее, затягивание процесса конверсии военно-промышленного комплекса в предыдущий период не позволяет Самаре сохранить лидерские позиции в Поволжье, и после создания в стране системы федеральных округов (2000 год) городу не удаётся получить статус столицы Приволжского Федерального округа.
Начавшийся осенью 2008 года мировой финансово-экономический кризис существенно осложнил социально-экономическое положение города и способствовал созданию напряжённой обстановки на рынке труда и ухудшению демографической ситуации.
Посткризисное развитие Самары в 2010 -2011 годы характеризуется положительной динамикой роста основных социально-экономических показателей: индекса промышленного производства, объема отгруженных товаров собственного производства по всем видам экономической деятельности, объема оборота розничной торговли и общественного питания, объема выполненных работ и услуг предприятиями транспорта и связи, ввода в эксплуатацию жилья. Повысилась инвестиционная активность предприятий, улучшились показатели их финансовой деятельности. Сохранялась тенденция роста среднемесячной заработной платы, снижения задолженности по выплате заработной платы и сокращения количества безработных граждан.