Проект СМИБС «Машина времени»
В Библиотеке №8 СМИБС в рамках нового проекта «Машина времени» прошли две лекции о «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса и ее роли в мировой культуре – литературе, кино и мультипликации (25 декабря – для взрослых, 27 декабря – для детей).
Ведущий проекта – филолог Андрей Косицин – предложил участникам кинодискурса проследить за тем, как и из чего Диккенс в 1843 году построил модель своей «Рождественской песни в прозе».
Дело в том, что к тому моменту, когда писатель создавал это произведение, многие конструктивные элементы в культуре уже сложились. Так, еще с очень давних времен существовали народно-обрядовые формы (календарные песни, колядки, спектакли); существовала литургическая драма и мистерии, в центре сюжета которых был христианский мотив воскресения, чуда; романы XVIII века показали становление героя и т.д., так что у Диккенса было большое пространство для создания своей устойчивой модели жанра рождественской повести.
К тому же Диккенс практиковался в создании подобных историй и раньше. В 1836 году в «Очерки Боза» он включил рождественские главы, а в 1837 издал роман «Посмертные записки Пиквикского клуба», 29-я глава которого посвящена истории Гебриэла Граба, пономаря и могильщика, мизантропа, исправиться которому помогают потусторонние силы.
В 1843 году Диккенс издает первое сочинение своего цикла рождественских историй – ту самую «песнь в прозе». Причем, делает это он таким образом, чтобы книга пришла к читателям под Рождество. Впоследствии он еще несколько раз повторит этот фокус: читатели будут несколько лет к ряду получать от автора новые рождественские истории в канун сочельника.
Поэтика «Рождественской песни в прозе» любопытна сама по себе. В центре сюжета произведения – процесс нравственного перерождения героя-мизантропа, богатого, здорового, но одинокого. История превращения мизантропа в филантропа – лишь одна сторона дела. Другая же сторона – это история семейства, глава которого – «маленький человек», носитель нравственного идеала, он не одинок, но очень беден. И важно здесь, что младший член его семьи – увечный, больной ребенок. Важными составляющими поэтики являются и сказочные элементы – сверхъестественные силы вмешиваются в историю, чтобы осуществилась метаморфоза героя-мизантропа.
В пространстве повести Диккенса реализуются сразу два конфликта: между мизантропом и идеями Рождества, а также между «маленьким человеком» и действительностью, связанной с этим мизантропом. Потому и перемена, происходящая в главном герое, приводит по цепочке к преображению всего мира.
От христианства в пространстве этой истории – два отца: «изначальный» отец и «новообращенный», то есть – крёстный, мотив которого в рождественском жанре восходит к христианскому метасюжету Отца-Спасителя. Мы можем заметить, как финальные сцены мульт- и киноэкранизаций диккенсовской повести часто показывают зрителю, как бывший мизантроп берет на руки маленькое дитя, что очень напоминает нам икону Богоматери или Мадонну с младенцем.
На встрече с детьми, 27 декабря, большое внимание было уделено тому, как сочиненная Диккенсом история отражается в мультипликации. Было отмечено, что долгоиграющие мультсериалы также радуют своих зрителей рождественскими (или новогодними) сериями, как это когда-то делал Диккенс. Так, например, компания Уолта Дисней выпустила серию по мотивам «Рождественской песни в прозе» в мультсериале «Микки и его друзья» (там впервые появился селезень Скрудж МакДак в роли диккенсовского Скруджа Эбенизера). В одной из серий «Охотников за привидениями» герои спасают Эбенизера, отлавливая духов Рождества, из-за чего метаморфозы с героем не происходит и Рождество на планете исчезает. Аналогичное использование диккенсовского сюжета есть в таких мультсериалах, как «101 далматинец», «Барби», «Все псы празднуют Рождество», «Озорные анимашки», «Маша и медведь» и многих других.
Последняя, отечественная, мультипликационная история вышла в 2016 году, в ней рассказывается о том, как от жадной до новых подарков Маши во сне ушли прочь все старые игрушки и как, проснувшись, она вновь полюбила их, а для новых – оставила лишь один носочек.
Дальнейшие темы в рамках кинодискурса «Машина времени» – нового проекта, реализуемого в Библиотеке №8 СМИБС, – будут посвящены различным превращениям и воплощениям героев русской и зарубежной классики на экране. В новом году слушателей ждут граф Монте-Кристо, Шерлок Холмс и даже Вий. Приходите!
Источник: Библиотека №8